Мы женимся на собственных кузинах, или нашему забору двоюродный плетень.

Про родство народ сложил уйму всяких пословиц и поговорок, причем часто противоположного смысла, вроде: «Родство - дело святое» и - «Родня родней, а в горох не лезь». Даже загадки на эту тему имеются: «Шуринов племянник - какая эта родня?» Но если это было загадкой еще в пушкинские времена, то сегодня на подобный вопрос ответят лишь немногие эрудиты.

Сноха - жена сына по отношению к его отцу,  а для его матери она - невестка

Наша система родства не самая запутанная в мире, но и в ней уже немало непонятного. К примеру, далеко не каждый вспомнит, что такое, к примеру, вуй. Хотя на самом деле все просто: когда-то на Руси родству по материнской линии придавали куда большее значение, чем по отцовской, и потому дядю по матери (материного брата) называли вуй, а по отцу -стрый. Был еще великий стрый, но это уже брат деда или бабки, то есть двоюродный дед. А вот стрый малый - это двоюродный брат отца или матери. Подобные наименования были и для более дальних родственников. Скажем, дочь двоюродной сестры жены - внука, это слово встречается в нашей старой литературе.

Зять - муж дочери или сестры

Кровное родство - то есть по общему родственнику - с точки зрения закона связано с различными правами и обязанностями, и потому разработана подробная система его определения. Одно колено, или поколение, составляет степень, а цепь поколений - линию. В каждой линии столько степеней, сколько рождений, и потому сын - это первая степень родства, а внук - вторая. Родство может быть восходящим, от потомков к предкам, и наоборот, нисходящим. Братья и сестры бывают как полнородными, если имеют общих мать и отца, так и не полнородными. Если у них общая мать, то их называют единоутробными, общий отец - единокровными.

Тесть, теща - отец и мать жены

 Кроме того, родство бывает прямое (например, отец - сын, бабушка - внучка) и боковое, когда родственные связи возникают благодаря общему предку (брат - сестра, дядя - племянник). Родство по боковой линии определяется по степеням вверх, до общего родственника, и вниз, до конкретного лица, о котором идет речь. Поэтому братья находятся во второй степени родства, а дядя с племянником - в третьей. Первая боковая линия идет от братьев и сестер родителей, вторая - от братьев и сестер деда и бабки. «Сим способом всякое родство определяется», - писал В. Даль.

Если взяться за дело основательно, то быстро выяснится, что в десятом колене, то есть примерно триста лет назад, каждый из нас должен был иметь 1024 родственника. Но у тех, в свою очередь, еще триста лет назад должно быть столько же предков, а в целом это переваливает за миллион (1024 х 1024). Учтем также, что в XV веке страна наша была куда меньше. И если несколько поколений прожило в небольшом селе, то понятно, почему там многие (а бывает, что и все) носят одну и ту же фамилию.

Свекор, свекровь - отец и мать мужа

С другой стороны, пара, жившая триста лет назад, дала одну - две тысячи потомков, наших современников. По подсчетам французских исследователей, для 50 миллионов жителей Франции хватило бы 25 тысяч пар, живших при Людовике XIV. Но поскольку пар в то время было в сто раз больше, то отсюда следует вывод: все французы - родственники. Те же самые расчеты справедливы и для нас, и потому не исключено, что даже совершенно незнакомые люди, говорящие с нами на одном языке, - наши родственники максимум в двадцатом поколении. Так что вполне возможно, что мы женимся на собственных кузинах (этим словом, как известно, называют не только двоюродную сестру, но и дальнюю родственницу).

Особый разговор - об отношениях, основанных не на кровном родстве, а на браке (кстати, супруги - не родственники, их связывает не родство, а брак). Эта система строилась по принципу «свой - чужой». Отсюда и свояки, то есть мужчины,

Сват, сватья - родители одного из супругов

по отношению к родителям другого чьи жены сестры друг другу.

Но это уже не то, что родные по крови: как говорили в народе, два брата - на медведя, а два свояка - на кисель (то есть не надежны). А своячи-ны, или свояченицы - это, вопреки логике, не жены двух братьев, а жены свояков, то есть сестра жены по отношению к мужу своей сестры... Запутаться тут, как видим, нетрудно, и до наших современников уже не сразу доходит, к примеру, смысл старинных присловий вроде «золовка-котоловка» (а то и гадючья головка) или «деверь невестке - обычный друг». Тут надо помнить, что золовка и деверь - это сестра и брат мужа, а его жена доводится им невесткой. А вот жены двух братьев в старину были друг для друга уже не невестки, а ятровки.

Ятровки, или невестки -жены братьев

Но если между представителями одного и того же поколения не все было гладко, то отношения «отцов и детей» складывались еще труднее, что и отразилось в фольклоре: «Свекор - гроза, а свекровь выест глаза» или: «Помнит свекровь свою молодость, а снохе не верит».

Невестка - жена брата или жена сына по отношению к матери сына, а также жены братьев по отношению друг к другу

Писатель Лев Успенский, который занимался этимологией этих терминов, подметил, что слова «сват», «сватья» связаны с древнейшим корнем, который означал «свой». Зато в словах «жених», «суженый» звучит уже совсем другое: чужой, чу-женин. Но это, конечно, зависит, откуда смотреть. Для родни мужа невеста превращалась в невестку, что по смыслу7 одно и то же; женщина, пока еще неведомая, чужая. А вот зять в отличие от нее - фигура известная. Во всяком случае специалисты, связывают его с тем же корнем, что и в слове «знать». Племянника тоже относили к своим, именуя по сути соплеменником. Ну а шурин? Он ведь тоже в семье не чужой, но и назвали его как-то странно. Почему? По мнению Л.Успенского, здесь тот же корень, что и в слове «шить»; то есть брат жены, «пришитый» к чужой семье посредством сестрина замужества. И для каждого находились у народа меткие характеристики: зять любит взять, тесть любит честь, а шурин - глаза щурит...

Деверь и золовка - брат и сестра жены

Кстати, о шуринове племяннике. Какая он зятю родня? Сын, потому что если есть у меня шурин, то его зять - это я и есть. Или еще такая загадка, попроще: две матери, две дочери, да бабушка с внучкой, а их всего трое (то есть мать, дочка и внучка).

Свояки - мужья сестер друг для друга

Старший брат, защитник и покровитель малышей, в древности тоже имел особое имя - батя, которое потом перешло к отцу. Кстати, многие наименования родства возникли из детского лепета; мама, папа, дядя, тетя. Причем это касается не только русского языка. У англичан, например, «дедди» означает папа, отец, а для грузина «дэда» - это мать. Древнеримское «ат-та» - отец и наши «папа», «тятя» - все это произошло из одного и того же источника.

Кроме кровного родства, свойства и супружества, есть еще и  духовное родство, которое появляется при крещении ребенка. К нему относились уважительно и говорили: духовное родство пуще плотского. Крестный отец и крестная мать ребенка по отношению друг к другу и к родственникам крестника - кум и кума («при куме не жить, а без кума не быть»). А что такое «кума»? Слово произошло от латинского «ком-матер», соматерь, то есть вторая, духовная мать. От кумы получил название и кум, точно так же, как и вдовец -от вдовы, что значит «безмужняя».

Впрочем, как верно замечено, родство разбирать - с печи не слезать, а потому об очень уж дальних родственниках в народе говорили просто: седьмая вода на киселе, или нашему забору двоюродный плетень.

Автор статьи: Евгений КРУШЕЛЬНИЦКИЙ

В начало

Хостинг от uCoz