Мы женимся на собственных кузинах,
или нашему забору двоюродный
плетень.
Про родство народ сложил уйму всяких пословиц и
поговорок, причем часто противоположного смысла, вроде: «Родство - дело святое»
и - «Родня родней, а в горох не лезь». Даже загадки на эту тему имеются:
«Шуринов племянник - какая эта родня?» Но если это было загадкой еще в
пушкинские времена, то сегодня на подобный вопрос ответят лишь немногие
эрудиты.
Сноха - жена
сына по отношению к его отцу, а для его
матери она - невестка
Наша
система родства не самая запутанная в мире, но и в ней уже немало непонятного.
К примеру, далеко не каждый вспомнит, что такое, к примеру, вуй. Хотя на самом
деле все просто: когда-то на Руси родству по материнской линии придавали куда
большее значение, чем по отцовской, и потому дядю по матери (материного брата)
называли вуй, а по отцу -стрый. Был еще великий стрый, но это уже брат деда или
бабки, то есть двоюродный дед. А вот стрый малый - это двоюродный брат отца или
матери. Подобные наименования были и для более дальних родственников. Скажем,
дочь двоюродной сестры жены - внука, это слово встречается в нашей
старой литературе.
Зять - муж
дочери или сестры
Кровное родство - то есть по общему родственнику - с
точки зрения закона связано с различными правами и обязанностями, и потому
разработана подробная система его определения. Одно колено, или поколение,
составляет степень, а цепь поколений - линию. В каждой линии столько степеней,
сколько рождений, и потому сын - это первая степень родства, а внук - вторая. Родство
может быть восходящим, от потомков к предкам, и наоборот, нисходящим. Братья и
сестры бывают как полнородными, если имеют общих мать и отца, так и не
полнородными. Если у них общая мать, то их называют единоутробными, общий отец
- единокровными.
Тесть, теща - отец и мать жены
Кроме того,
родство бывает прямое (например, отец - сын, бабушка - внучка) и боковое, когда
родственные связи возникают благодаря общему предку (брат - сестра, дядя -
племянник). Родство по боковой линии определяется по степеням вверх, до общего
родственника, и вниз, до конкретного лица, о котором идет речь. Поэтому братья
находятся во второй степени родства, а дядя с племянником - в третьей. Первая
боковая линия идет от братьев и сестер родителей, вторая - от братьев и сестер
деда и бабки. «Сим способом всякое родство определяется», - писал В. Даль.
Если взяться за дело основательно, то быстро
выяснится, что в десятом колене, то есть примерно триста лет назад, каждый из
нас должен был иметь 1024 родственника. Но у тех, в свою очередь, еще триста
лет назад должно быть столько же предков, а в целом это переваливает за миллион
(1024 х 1024). Учтем также, что в XV веке страна наша была куда меньше. И если
несколько поколений прожило в небольшом селе, то понятно, почему там многие (а
бывает, что и все) носят одну и ту же фамилию.
Свекор, свекровь - отец и мать мужа
С другой стороны, пара, жившая триста лет назад, дала
одну - две тысячи потомков, наших современников. По подсчетам французских
исследователей, для 50 миллионов жителей Франции хватило бы 25 тысяч пар,
живших при Людовике XIV. Но поскольку пар в то время было в сто раз больше, то
отсюда следует вывод: все французы - родственники. Те же самые расчеты
справедливы и для нас, и потому не исключено, что даже совершенно
незнакомые люди, говорящие с нами на одном языке, - наши родственники максимум
в двадцатом поколении. Так что вполне возможно, что мы женимся на собственных
кузинах (этим словом, как известно, называют не только двоюродную сестру, но и
дальнюю родственницу).
Особый разговор - об отношениях, основанных не на
кровном родстве, а на браке (кстати, супруги - не родственники, их
связывает не родство, а брак). Эта система строилась по принципу «свой -
чужой». Отсюда и свояки, то есть мужчины,
Сват, сватья -
родители одного из супругов
по отношению к
родителям другого чьи жены сестры друг другу.
Но это уже не то, что родные по крови: как говорили в
народе, два брата - на медведя, а два свояка - на кисель (то есть не надежны).
А своячи-ны, или свояченицы - это, вопреки логике, не жены двух братьев, а жены
свояков, то есть сестра жены по отношению к мужу своей сестры... Запутаться
тут, как видим, нетрудно, и до наших современников уже не сразу доходит, к
примеру, смысл старинных присловий вроде «золовка-котоловка» (а то и гадючья
головка) или «деверь невестке - обычный друг». Тут надо помнить, что золовка и
деверь - это сестра и брат мужа, а его жена доводится им невесткой. А вот жены
двух братьев в старину были друг для друга уже не невестки, а ятровки.
Ятровки, или невестки -жены братьев
Но если между представителями одного и того же
поколения не все было гладко, то отношения «отцов и детей» складывались еще
труднее, что и отразилось в фольклоре: «Свекор - гроза, а свекровь выест глаза»
или: «Помнит свекровь свою молодость, а снохе не верит».
Невестка -
жена брата или жена сына по отношению к матери сына, а также жены братьев по
отношению друг к другу
Писатель Лев Успенский, который занимался этимологией
этих терминов, подметил, что слова «сват», «сватья» связаны с древнейшим корнем,
который означал «свой». Зато в словах «жених», «суженый» звучит уже совсем
другое: чужой, чу-женин. Но это, конечно, зависит, откуда смотреть. Для родни
мужа невеста превращалась в невестку, что по смыслу7 одно и то же;
женщина, пока еще неведомая, чужая. А вот зять в отличие от нее - фигура
известная. Во всяком случае специалисты, связывают его с тем же корнем, что и в
слове «знать». Племянника тоже относили к своим, именуя по сути соплеменником.
Ну а шурин? Он ведь тоже в семье не чужой, но и назвали его как-то странно.
Почему? По мнению Л.Успенского, здесь тот же корень, что и в слове «шить»; то
есть брат жены, «пришитый» к чужой семье посредством сестрина замужества. И для
каждого находились у народа меткие характеристики: зять любит взять, тесть
любит честь, а шурин - глаза щурит...
Деверь и золовка - брат и сестра жены
Кстати, о шуринове племяннике. Какая он зятю родня?
Сын, потому что если есть у меня шурин, то его зять - это я и есть. Или еще
такая загадка, попроще: две матери, две дочери, да бабушка с внучкой, а их
всего трое (то есть мать, дочка и внучка).
Свояки - мужья сестер друг для друга
Старший брат, защитник и покровитель малышей, в
древности тоже имел особое имя - батя, которое потом перешло к отцу. Кстати,
многие наименования родства возникли из детского лепета; мама, папа, дядя,
тетя. Причем это касается не только русского языка. У англичан, например,
«дедди» означает папа, отец, а для грузина «дэда» - это мать. Древнеримское
«ат-та» - отец и наши «папа», «тятя» - все это произошло из одного и того же
источника.
Кроме кровного родства, свойства и супружества, есть
еще и духовное родство, которое появляется при крещении ребенка. К нему
относились уважительно и говорили: духовное родство пуще плотского. Крестный
отец и крестная мать ребенка по отношению друг к другу и к родственникам
крестника - кум и кума («при куме не жить, а без кума не быть»). А что такое
«кума»? Слово произошло от латинского «ком-матер», соматерь, то есть вторая,
духовная мать. От кумы получил название и кум, точно так же, как и вдовец -от
вдовы, что значит «безмужняя».
Впрочем, как верно замечено, родство разбирать - с
печи не слезать, а потому об очень уж дальних родственниках в народе говорили
просто: седьмая вода на киселе, или нашему забору двоюродный плетень.
Автор статьи: Евгений КРУШЕЛЬНИЦКИЙ